Список тех, кто может претендовать на налоговые рассрочки, расширен после заседаний правительственных комиссий под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова и утверждения премьер-министром на четыре гораздо большие категории.
Первая — стратегические предприятия в понимании соответствующего федерального закона. Вторая — «системообразующие» компании (более 600 юрлиц и порядка 4 тыс. их зависимых юрлиц). Третья — «градообразующие организации». Под ними постановление правительства №409 подразумевает компании, в которых работали в 2019 году более 5 тыс. наемных сотрудников, за которых уплачиваются соцсборы. Четвертая категория — «организации, реализующие социально значимые товары/услуги». Это компании, в обороте которых более 30% составляют товары и услуги, облагаемые НДС по ставке 10%, согласно п. 2 ст. 164 Налогового кодекса: в этой категории — продовольственный и смешанный ритейл, книготорговая сеть, аптеки, торговля детскими товарами и СМИ.
Сами по себе отсрочки распространяются в общем случае на налоги (кроме НДС, агентских платежей, налога на профессиональный доход) за март и первый квартал 2020 года — на шесть месяцев, за апрель—июнь, второй квартал и первое полугодие — на четыре месяца. Для микропредприятий (юрлиц и ИП) схема схожа, но им дополнительно дается отсрочка по соцплатежам, на прочих не распространяющаяся. Пени и штрафы по этим периодам не начисляются, налоговые проверки в общем случае не проводятся. Акцизов и НДПИ схема не касается.
Правила предоставления отсрочек выглядят следующим образом. «Отраслевым» МСП необходимо подтвердить снижение продаж или доходов более чем на 10% (или снижение продаж социально значимых товаров более чем на 10%) или просто убытки в 2020 году: заявление на отсрочку можно подать до 1 декабря. Отсрочка на шесть месяцев безусловна и не требует залога или гарантии. При снижении доходов более чем на 50%, убытках и снижении продаж более чем на 30% отсрочку можно получить на год, просто при снижении продаж более чем на 30% — на девять месяцев, при снижении продаж на 20% — на полгода, «в иных случаях» — на квартал. «Залоговая» схема рассрочек более льготна: при наличии залогов или банковской гарантии все компании, подпадающие под критерии постановления №409, могут получить рассрочку на три года, четыре группы («стратеги», «системообразующие», «градообразующие» и «социально значимые») — до пяти лет при условии сильного падения продаж (более 50% — на пять лет, более 30% — на три года).
Таким образом, потенциально налоговую рассрочку могут получить практически все, кроме средних компаний (занятость от 250 до 5 тыс. человек) вне ритейла и МСП за пределами списка пострадавших отраслей. Практически любая крупная компания РФ с занятостью более 5 тыс. человек в общий список попадает.
Отсрочка и рассрочка не означают списания налоговых долгов и требуют в большинстве случаев уплаты соцплатежей, что, как правило, критично для сферы услуг. Впрочем, даже с этими поправками потенциальный объем налоговой отсрочки составляет несколько процентов ВВП. Достоверно оценить готовность компаний воспользоваться этой льготой сейчас решительно невозможно: все это будет определяться летом 2020 года, когда компании будут в состоянии оценить перспективы уплаты налогов.
Пока Белый дом активно не рекламирует эту меру, учитывая, что в будущем, в рамках последующих «пакетов», она явно будет комбинироваться компаниями с прочими мерами поддержки, определить ее уместность или популярность невозможно. Фактически постановлением №409 план по сборам ФНС в первом полугодии в значимой части объявлен условным и отложенным на будущее по ситуации: оценить, у кого из крупных компаний продажи за первое полугодие могут сократиться более чем на 10%, невозможно, как и параметры их убытков.
Впрочем, отчетливо и еще одно обстоятельство, явно мешающее коммуникации бизнеса и Белого дома в этой ситуации. «Налоговый пакет» поддержки сформулирован в этой части, по данным “Ъ”, в последнюю неделю марта. После этого большая часть мер и первого, и второго (только утверждаемого сейчас) антикризисных пакетов обсуждалась на комиссиях Белого дома, на совещаниях у Михаила Мишустина, на совещаниях президента Владимира Путина с правительством, часто в промежутках оформляется поручениями президента, премьер-министра и вице-премьеров, затем снова обсуждается на совещаниях с участием премьер-министра и лишь затем фиксируется в нормативных актах правительства — фактически речь идет сейчас о трех последовательных кругах обращения идей в публичной сфере. Учитывая, что в «нерабочие дни» при ажиотажном спросе на информацию любое заявление о поддержке воспринимается как конечное и уже принятое (и квалифицируется как «явно недостаточное»). Отрасли же, министерства и бизнес-объединения непрерывно пытаются вставить на всех этапах собственные составляющие в дорабатываемый проект — в условиях открытости работы Белого дома так же публично. Неудивительно, что судить о том, как правительство намерено поддерживать тот или иной сектор экономики в условиях пандемии, можно лишь после публикации конечного документа. До этого большинство компаний, имеющих дело с фрагментами промежуточных версий и общими заявлениями, уже успевают официально или неофициально выразить протест против «покинутости» их властью.
Дмитрий Бутрин, Коммерсант, 7.04.20202020-04-07 11:01 Актуально